Фрагмент для ознакомления
1
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЗАЩИТЫ ПУБЛИЧНОГО ИНТЕРЕСА В ГРАЖДАНСКО–ПРОЦЕССУАЛЬНОМ ПРАВЕ 5
1.1.Публичный интерес и система баланса интересов в процессуальном праве 5
1.2. Особенности защиты публичного интереса в гражданско–процессуальном праве 8
2. ПРОЦЕССУАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ЗАЩИТЫ ПУБЛИЧНОГО ИНТЕРЕСА В ГРАЖДАНСКО-ПРОЦЕССУАЛЬНОМ ПРАВЕ 15
2.1. Процессуально–правовой статус лиц, участвующих в деле о защите публичного интереса 15
2.2. Особенности интересов, в защиту которых может подать заявление прокурор 20
2.3. Практика защиты прокурором публичных интересов в сфере использования земель особо охраняемых природных территорий 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 34
Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Проблема охраны публичных интересов в условиях активизации антисоциальной деятельности недобросовестных участников гражданского оборота, для достижения своих целей, создающих фиктивные юридические лица, совершающих противозаконные сделки, инициирующих фиктивные банкротства и рейдерские захваты, приобретает сегодня не только теоретическую, но и большую практическую значимость. Одним из важнейших аспектов проблематики является выявление субъектов, обладающих правом инициировать применение гражданско–правовых мер защиты нарушенных публичных интересов. Цель статьи заключается в установлении состава данных субъектов и в исследовании тех проблем, которые возникают в связи с реализацией их права обеспечивать охрану публичных интересов в сфере гражданского оборота.
Институт лиц, участвующих в деле, представляется как один из основных и важных в науке гражданского процессуального права. Привилегированность данного института для гражданского судопроизводства исходит из того, что законное рассмотрение дела возможно ли в том случае, если было верно определено процессуальное положения каждого из участников. Объем процессуальных прав и обязанностей различается в зависимости от группы участников гражданского процесса.
Исследования процессуальных прав и обязанностей каждого из участников, позволит определить законодательные несовершенства и фактические ошибки правоприменения. Некорректное определение процессуального статуса одного из участников процесса может привести к нарушению его прав. В качестве примера приведем апелляционное определение Верховного суда Чеченской Республики от 18 июля 2012 г: «определение судом процессуального положения Министерства имущественных и земельных отношений Чеченской Республики как третьего лица лишило его права на защиту своих интересов путем предъявления встречного иска либо иска в качестве третьего лица с самостоятельными требованиями. В соответствии с характером спорного правоотношения и наличием материально–правового интереса к исходу дела Министерство должно было быть привлечено в качестве соответчика».
Ввиду вышесказанного считаем выбранную тему исследования актуальной.
Целью данного исследования является изучение защиты публичного интереса в гражданско–процессуальном праве.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
- рассмотреть публичный интерес и система баланса интересов в процессуальном праве
- выявить особенности защиты публичного интереса в гражданско–процессуальном праве
- рассмотреть процессуально–правовой статус лиц, участвующих в деле о защите публичного интереса
- проанализировать особенности интересов, в защиту которых может подать заявление прокурор
- рассмотреть практику защиты прокурором публичных интересов в сфере использования земель особо охраняемых природных территорий
Объектом исследования являются общественные отношения, связанные с процессуальной защитой публичного интереса.
Предметом исследования выступают нормы гражданского процессуального законодательства о защите публичного интереса.
Структура работы. Данная работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЗАЩИТЫ ПУБЛИЧНОГО ИНТЕРЕСА В ГРАЖДАНСКО–ПРОЦЕССУАЛЬНОМ ПРАВЕ
1.1. Публичный интерес и система баланса интересов в процессуальном праве
В правовом пространстве категория «интерес» занимает центральное место, предопределяя появление самого права, динамику и направления его развития. Приоритет права в регулировании вопросов обеспечения баланса личного и общественного обусловлен его предназначением, так как именно право есть первооснова для разграничения частных и публичных интересов, сталкивающихся между собой, конфликтующих и противоречащих друг другу.
Современный этап развития государственно–правовых отношений характеризуется изменением баланса публичных и частных интересов.
В настоящее время происходит расширение сфер правового регулирования, возникают новые правовые регуляторы, попеременно выходят на передний план инструменты воздействия различных отраслей права: конституционного, административного, финансового, гражданского, уголовного.
Особая роль в достижении баланса публичных и частных интересов принадлежит административному праву, поскольку именно оно призвано своими нормами регулировать общественные отношения, складывающиеся при взаимодействии государства и общества.
Система административного права использует различные правовые средства государственного управления в целях воздействия на интересы частных лиц. Механизмы и способы влияния на общественные отношения зависят от конкретных специфических целей государственного управления.
Обеспечение баланса публичных и частных интересов преимущественно осуществляется посредством законотворческой и правоприменительной деятельности. Однако данная задача во многом осложняется тем, что административное законодательство не носит кодифицированный характер.
В связи с этим основные принципы, обеспечивающие баланс публичных и частных интересов, формально не находят должного правового закрепления. Некоторые гарантии обеспечения прав граждан и юридических лиц при взаимодействии с государством разрозненно содержатся в отдельных законодательных и подзаконных правовых актах. Такая ситуация отнюдь не способствует достижению баланса публичных и частных интересов.
Границы вторжения государства в общественные отношения определяются преимущественно законодателем, а само административно–правовое регулирование в связи с этим становится весьма подвижным. Под правовым регулированием понимается осуществляемое при помощи системы правовых средств (юридических норм, правоотношений, индивидуальных предписаний и др.) результативное, нормативно–организационное воздействие на общественные отношения в целях их упорядочения, охраны и развития в соответствии с потребностями общества. Установление границ административно–правового регулирования, а также формирование публичных интересов посредством административных норм составляют основную проблему обеспечения баланса публичных и частных интересов.
Как свидетельствует анализ практики рассмотрения в 2016 году Верховным Судом РФ дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, в большинстве случаев (более 85%) прокуроры не поддерживают исковые заявления.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. «Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации» от 14.11.2002 N 138–ФЗ (ред. от 07.03.2018)// «Парламентская газета», N 220–221, 20.11.2002
2. Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 4 (2016), утв. Президиумом Верховного Суда Рос. Федерации от 20 декабря 2016 г. URL: www.vsrf.ru
3. Апелляционное определение Верховного суда Республики Бурятия от 17 апреля 2013 г. по делу N 33–1168 // СПС «КонсультантПлюс».
4. Определение Ленинградского областного суда от 12 февраля 2015 г. N 33–743/2015// СПС «КонсультантПлюс».
5. Апелляционное определение Московского городского суда от 24 мая 2016 г. N 33–17107/2016// СПС «КонсультантПлюс».
6. Апелляционное определение Ульяновского областного суда от 31 марта 2015 г. по делу N 33–1172/2015// СПС «КонсультантПлюс».
7. Определение Ленинградского областного суда от 12 февраля 2015 г. N 33–742// СПС «КонсультантПлюс».
8. Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 2 декабря 2014 г. по делу N А12–7522/2014./2015// СПС «КонсультантПлюс».
9. Апелляционное определение Московского городского суда от 24 мая 2016 г. N 33–17107/2016// СПС «КонсультантПлюс».
10. Бердинских С. Надзор за исполнением законодательства на особо охраняемых природных территориях // Законность. 2016. N 4.
11. Зеленцов А.Б., Ястребов О.А. Судебное административное право: учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности «Юриспруденция». М.: Статут, 2017. 768 с.
12. Кинжибеков В. В. О злоупотреблении гражданскими процессуальными правами // Молодой ученый. 2015. № 22. С. 600–603.
13. Квитко Н.И. Защита прокурором прав граждан в гражданском процессе // Законность. – 2014. – № 11. – С. 9–12.
14. Ковтков Д.И. Полномочия суда кассационной инстанции в гражданском процессе // Журнал российского права. – 2015. – № 4. – С. 95–104.
15. Комментарий к Гражданскому процессуальному кодексу Российской Федерации (постатейный) / Т.Т. Алиев, С.Ф. Афанасьев, А.Н. Балашов и др.; под ред. М.А. Викут. 2–е изд., перераб. и доп. М.: Юрайт, 2014. – 627 с.
16. Комментарий к Гражданскому процессуальному кодексу Российской Федерации (постатейный) (под ред. Г.А. Жилина). – «ТК Велби», 2014 г.
17. Нехороших А.М., Воронов Е.Н., Кардашова М.В. Гражданское процессуальное право. Курск: ЮЗГУ, 2014. 453 с.
18. Опалич Е.В. Проблемы конкретизации статуса отдельных участников гражданских процессуальных правоотношений // Арбитражный и гражданский процесс. 2016. № 6. С. 72–77.
19. Потапенко С.В. Признание недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления как способ защиты гражданских прав // Гражданское право. 2012. N 5. С. 17 – 22
20. Пособие / Под общ. ред. начальника Главного управления по надзору за исполнением федерального законодательства Генеральной прокуратуры РФ, государственного советника юстиции 2 класса, кандидата юридических наук, заслуженного юриста РФ А.В. Паламарчука. М., 2014.
21. Паспорт ООПТ Ленинградской области «Староладожский» утвержден Постановлением правительства Ленинградской области от 26 декабря 1996 г. N 494.
22. Саидов А.Х. Общепризнанные права человека: Учеб. пособие / Под ред. И.И. Лукашука. М.: М3 Пресс, 2012
23. Хайек Ф.А. Право, законодательство и свобода: современное понимание либеральных принципов справедливости и политики. М.: ИРИСЭН, 2006. С. 170.
24. Яценко Т.С. Управомоченные субъекты по реализации гражданско–правовых мер защиты публичных интересов // Российская юстиция. 2017. N 3. С. 11 – 13.
25. Hurley F.G., Menzies C. Plaintiffs take a one–two punch: Proposition 64 and the Class Action Reform Act dull the teeth of favorite litigation weapons // Previews. 2005. March. P. 3.
26. Справочно–правовая система «Консультант плюс»: режим доступа